Автоматическая коробка передач: все об устройстве и принципе работы

Сегодня автомобили, оснащенные автоматической трансмиссией, уверенно вытесняют машины с привычной механикой, уверенно завоевывая популярность как среди опытных автовладельцев, так и тех, кто сел за руль совсем недавно. Дело не только в удобстве управления, хотя АКПП и позволяет снизить нагрузку на водителя, но и в заметном снижении расхода топлива, который достигается путем переключения оборотов на оптимальный режим в конкретный момент работы ДВС. Это неоспоримое достоинство, прежде всего, обусловлено устройством автоматической трансмиссии.

Как устроена система?

Любая АКПП, будь то вариатор или роботизированная трансмиссия, состоит из нескольких основных узлов:

  •     •  системы контроля переключения передач;
  •     •  планетарного ряда;
  •     •  гидротрансформатор.

У переднеприводных моделей этот список дополняют дифференциал и еще одна, главная передача.

Для того чтобы разобраться с тем, как работает трансмиссия, необходимо выяснить, что собой представляют планетарная передача и гидромуфта.

Состоящая из лопастных колес двух типов (турбинного и насосного) гидромуфта расположена в отсеке, который заполнен маслом с определенным показателем вязкости. Турбинное колесо соединено с трансмиссией авто, а насосное — с коленчатым валом двигателя. Вращаясь, насосное колесо отбрасывает потоки масла, приводя в движение турбину.

Такой принцип работы позволяет передавать крутящий момент ДВС без потери мощности. Однако поскольку в моторах показатель крутящего момента должен регулироваться в довольно широких пределах, конструкторы использовали дополнительно реакторное колесо. Когда машина едет, оно вращается или остается неподвижным. Благодаря такому усовершенствованию, гидромуфта превратилась в полноценный гидротрансформатор, постепенно увеличивающий крутящий момент на турбинном колесе и позволяющий машине двигаться с разной скоростью.

Нужно учитывать, что самостоятельно гидротрансформатор не способен обеспечить дифференциацию крутящего момента в нужных пределах, а также заставить авто двигаться задним ходом. Эту функцию выполняют несколько планетарных передач с различным передаточным коэффициентом. Они представляют собой подобие нескольких последовательно соединенных механических КПП, созданных из отдельных шестеренок — сателлитов и центральной шестерни, вокруг которой они фиксируются при помощи водила.

Сателлиты фиксируют различные детали в разных положениях, обеспечивая дифференциацию передаточных отношений и крутящего момента. В первых автоматических трансмиссиях процесс переключения передач регулировался гидравлической системой, сейчас данную роль играет электроника.

Задать вопрос


Кузовной цех
Слесарный цех
CAPTCHA

 Отправляя персональные данные из данной формы, я подтверждаю свое согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь на политику конфиденциальности